депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ

«Народный» бюджет

Алексей Бурнашов первым в России предложил узаконить право всех активных граждан участвовать в распределении бюджета. Депутат разработал проект закона, где подробно описаны принципы формирования «народного» бюджета. Законопроект в первом чтении будет рассмотрен Законодательным Собранием в феврале 2016 года.

Главная цель уникального проекта - дать возможность всем жителям Пермского края влиять на распределение бюджетных средств в муниципалитетах, самим участвовать в формировании бюджета и контролировать, как бюджет исполняется.

Владимир Путин в одном из своих посланий Федеральному собранию поставил перед депутатами и чиновниками задачу поддержать гражданскую активность «на местах», в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать  участие в управлении своим посёлком или городом,

- говорит Алексей Бурнашов.

-  Мой законопроект направлен на реализацию задачи, которую обозначил Президент. Я считаю: жители имеют право высказать свое мнение, выступить с инициативой и должны быть услышаны властью. Их мнения и требования должны быть учтены. Этим  я руководствовался в процессе разработки закона о народном бюджете.

Для реализации предложенного депутатом законопроекта не потребуется вносить изменения  в региональное законодательство, т.к. законы о местном самоуправлении и бюджетном процессе в Пермском крае не содержат ограничений форм проявления и организации местного самоуправления.

КАК БУДЕТ РАБОТАТЬ ЗАКОН?

Законопроект Алексея Бурнашова «О реализации проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае»  включает в себя подробный  алгоритм по его исполнению.

  

1. НАРОДНАЯ ИНИЦИАТИВА:

каждый житель края может выступить с инициативой по преобразованию своего города или села, например, с идеей построить детскую площадку в своем дворе, отремонтировать участок дороги, сделать освещение улицы и т.д.

 

2. НАРОДНОЕ МНЕНИЕ:

для того чтобы инициатива претворилась в жизнь, надо найти единомышленников, создать инициативную группу, подготовить проект  и подать групповую заявку на участие в проекте «Народный бюджет».

3. МУНИЦИПАЛЬНАЯ КОМИССИЯ: 

первичный прием и отбор проектов будет осуществлять специальная комиссия. В ее состав, согласно законопроекту Алексея Бурнашова, должны войти руководители всех инициативных групп, подавших заявки на участие в Народном бюджете, а также глава муниципалитета и представители органов местного самоуправления. Обращаем внимание, что главная роль в составе комиссии у жителей, руководителей инициативных групп. По замыслу Алексея Бурнашова, это должно обеспечить независимость и демократичность отбора проектов.

4. РЕГИОНАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ГРУППА:

отобранные на муниципальном уровне проекты отправляются на рассмотрение рабочей группой по инициативному бюджетированию в краевой центр.  На группу возложены функции контроля, координации, консультирования жителей в рамках действия закона.  Группа будет сформирована из депутатов Законодательного Собрания, представителей исполнительных органов государственной власти и  общественных организаций, экспертов. 

5. ФИНАНСИРОВАНИЕ:

после того, как проекты будут одобрены, обеспечивается финансирование и начинается их реализация. Предусмотрено солидарное участие: 10 процентов от стоимости проекта  должно быть обеспечено за счет местных средств (это могут быть средства местного бюджета, средства спонсоров, местных предприятий, населения), 90 процентов будет выделено из краевого бюджета.

 

6. НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ.

согласно законопроекту Алексея Бурнашова, жители смогут держать на контроле реализацию предложенного ими проекта: следить за расходованием средств, чтобы ни один рубль не был потрачен впустую, контролировать качество работ, участвовать в сдаче - приемке работ.

КАКИЕ ПРОЕКТЫ ЖИТЕЛЕЙ МОГУТ ПОЛУЧИТЬ ПОДДЕРЖКУ «НАРОДНОГО БЮДЖЕТА»?

Представленный на рассмотрение проект должен затрагивать актуальные проблемы поселения, быть социально ориентированным, приносить пользу максимальному количеству жителей либо иметь выраженную экологическую направленность. Учитывается возможность привлечения к реализации проекта населения, частных предпринимателей, местных организаций, а также количество созданных в рамках реализации проекта рабочих мест.

При помощи «народного бюджета» можно будет осуществить ремонт или строительство дорог, водопроводов и других объектов инфраструктуры, домов культуры, медицинских пунктов, спортивных залов или площадок, благоустройство аллей и скверов, строительство детских площадок, обустройство родников и парковых зон и многое другое.

 

ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ

ПРОЕКТ

Финансирование проектов со стороны краевого  правительства предлагается обеспечивать за счет субсидий для муниципалитетов, предусмотренных в бюджете Пермского края. Субсидии на проекты по инициативному бюджетированию местным бюджетам из бюджета Пермского края предоставляются с соблюдением условий, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае». Распределение субсидий предлагается осуществлять из расчета численности населения муниципальных образований. 

Муниципалитеты могут в качестве обеспечения своей 10-процентной части  стоимости проекта вкладывать бюджетные средства, средства самообложения граждан и безвозмездные перечисления юридических или физических лиц.

Финансирование 90% (краевой бюджет) на 10% (местные средства), предложенное Алексеем Бурнашовым, самое демократичное на фоне уже действующих примеров в других регионах, где имеется опыт вовлечения населения в распределение бюджета. К примеру, в Кировской области доля местных средств варьируется от 15 до 60%.  Доля местных вложений в Ставропольском  крае должна составлять  не менее 16%,  в Тверской области  - до 46%.

ОПЫТ ДРУГИХ РЕГИОНОВ

Принцип вовлечения населения в процесс распределения местных бюджетов активно используется по всему миру и уже опробован в некоторых российских регионах (без закрепления на законодательном уровне):  в Кировской, Тверской, Тульской, Новгородской  областях, в Башкирии, Хабаровском крае и Ставрополье. В основе действия – различные проекты инициативного бюджетирования без закрепления на уровне законодательства региона.

Благодаря такому опыту  в Кировской области удалось реализовать около 300 проектов по водоснабжению и  300 проектов по ремонту дорог. А в Ставропольском крае отремонтировали и  реконструировали более 100 домов культуры.  За время реализации программы поддержки местных инициатив в Тверской области по инициативе жителей и при их непосредственном участии отремонтировано или вновь создано 314 социально важных объекта общественной инфраструктуры – водопроводы, дороги, детские и спортивные площадки, места массового отдыха, обелиски, мемориалы, места захоронения и многое другое.

В 2014 году в Тульской области на инициативы граждан по ремонту кровли домов, водопроводов, мемориальных комплексов и дворовых территорий региональным  бюджетом было выделено 300 млн. рублей.

Общая стоимость региональных программ поддержки инициативного бюджетирования (ИБ) составляет от 60 до 300 млн. руб. Размер субсидии на один проект ИБ по регионам начинается с 500 тыс. руб. (Тверская и Кировская области) и может достигать 3 млн. руб. (Ставропольский край).

Пермский край – первый регион России, в котором принципы «народного бюджета» депутат Алексей Бурнашов предложил утвердить законодательно, в качестве отдельного и постоянно действующего регионального закона.

Разработано:

Заявка отправлена



Ваша заявка была принята.

Мы свяжемся с Вами
в ближайшее время