депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Инициативные тезисы

18.12.2018

17 декабря Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления провел «круглый стол» на тему «Инициативное бюджетирование как механизм поддержки местных инициатив и участия населения в решении вопросов местного значения».

Председатель Комитета Алексей Диденко отметил необходимость обобщения разнообразных практик привлечения граждан для решения вопросов местного значения, использования различных терминов, характерных для зарубежного опыта, привела к появлению в России единого термина «инициативное бюджетирование». Он предложил ввести в федеральное законодательство свое понятие инициативного бюджетирования, при этом отметил, что важнейшим его свойством должно быть право граждан и их объединений на выбор проектов в рамках решения вопросов местного значения, исполнения полномочий и прав местного самоуправления.

Краткие тезисы своего выступления «Опыт инициативного бюджетирования на примере Пермского края» Алексей Бурнашов разместил в своем блоге:

  1. Инициативное бюджетирование (народный бюджет) – один из действенных механизмов участия граждан в управлении. Проект уже завоевал международное признание, и год от года только подтверждает свою эффективность.
  2. Пример успешно реализуемой практики – Пермский край, где принят первый региональный специализированный закон. В этом году при активном участии жителей было реализовано 170 проектов. Из них 68 – в рамках работы ТОСов и 102 – в рамках поддержки проектов инициативного бюджета. Эти проекты – то, что необходимо людям. В регионе и дальше мы продолжаем наращивать объемы финансирования инициатив граждан. Если в 2018 году мы направили на эти цели более 117 млн., на следующий, 2019-й – заложили 128 млн.
  3. К реализации проектов инициативного бюджетирования необходимо в обязательном порядке привлекать территориальное общественное самоуправление (ТОС). Так формируется новое «публично-общественное партнерство», стороны которого - ТОСы и администрации. И здесь очень важно поменять формы взаимодействия сторон, уйти от отношений административного подчинения к партнерскому взаимодействию.
  4. Кроме того, ТОСы необходимо учить находить пути взаимодействия с людьми, учить совместно осуществлять отбор проблем с учетом современных каналов и средств коммуникации. \
  5. Благодаря инициативному бюджетированию мы не только решаем острые проблемы, но и активизируем граждан, изживаем иждивенческие настроения, и, конечно, совместно влияем на эффективность расходования бюджетных средств.
  6. Будущее инициативного бюджетирования за молодежными проектами. Нам необходимо со школьной скамьи проводить ликбез и обучать проектированию. Это будет способствовать воспитанию успешного и ответственного подрастающего поколения граждан. Поэтому я собираюсь выступить с инициативой о проведении в 2019-2020-м годах ежегодных парламентских уроков на тему «Инициативное бюджетирование». Пермский край является пионером не только в законодательном закреплении народного бюджета на уровне региона (первый закон, принятый на региональном уровне), но и регионом, где более 13-ти лет во всех школах края ежегодно проводятся парламентские уроки по актуальной на тот момент тематике. Сделать так, чтобы об инициативном бюджетировании знали со школьной скамьи не только в отдельных муниципальных образованиях, как сейчас, а в каждой школе – считаю значимым и важным. Будут разработаны единые методические материалы, наглядные пособия, созданы уроки для каждой ступени школьного образования.
  7. Еще есть два важных момента. Это федеральное законодательное закрепление инициативного бюджетирования и возможность федерального софинансирования.
  8. В настоящее время только треть регионов активно включились в работу по инициативному бюджетированию. Необходимо проанализировать, в чем причина такого недостаточно активного распространения народного бюджета в регионах? Кое-где бюджетирование развивается активно только лишь на муниципальном уровне, а региональный уровень не охвачен. Везде свои индивидуальные особенности. Но такие площадки и позволяют нам понять, проблемы и перспективы работы такого эффективного и важного механизма вовлечения граждан в управление.
Разработано:

Заявка отправлена



Ваша заявка была принята.

Мы свяжемся с Вами
в ближайшее время